Подписаться на новости:
  • СОЗДАЕМ КУЛЬТУРНУЮ ЖИЗНЬ РЕГИОНА, ПОТОМУ ЧТО ЭТО ВАЖНО ДЛЯ НАС!

    СОЗДАЕМ КУЛЬТУРНУЮ ЖИЗНЬ РЕГИОНА, ПОТОМУ ЧТО ЭТО ВАЖНО ДЛЯ НАС!

  • СОЗДАЕМ КУЛЬТУРНУЮ ЖИЗНЬ РЕГИОНА, ПОТОМУ ЧТО ЭТО ВАЖНО ДЛЯ НАС!

    СОЗДАЕМ КУЛЬТУРНУЮ ЖИЗНЬ РЕГИОНА, ПОТОМУ ЧТО ЭТО ВАЖНО ДЛЯ НАС!

  • СОЗДАЕМ КУЛЬТУРНУЮ ЖИЗНЬ РЕГИОНА, ПОТОМУ ЧТО ЭТО ВАЖНО ДЛЯ НАС!

    СОЗДАЕМ КУЛЬТУРНУЮ ЖИЗНЬ РЕГИОНА, ПОТОМУ ЧТО ЭТО ВАЖНО ДЛЯ НАС!

  • СОЗДАЕМ КУЛЬТУРНУЮ ЖИЗНЬ РЕГИОНА, ПОТОМУ ЧТО ЭТО ВАЖНО ДЛЯ НАС!

    СОЗДАЕМ КУЛЬТУРНУЮ ЖИЗНЬ РЕГИОНА, ПОТОМУ ЧТО ЭТО ВАЖНО ДЛЯ НАС!

  • СОЗДАЕМ КУЛЬТУРНУЮ ЖИЗНЬ РЕГИОНА, ПОТОМУ ЧТО ЭТО ВАЖНО ДЛЯ НАС!

    СОЗДАЕМ КУЛЬТУРНУЮ ЖИЗНЬ РЕГИОНА, ПОТОМУ ЧТО ЭТО ВАЖНО ДЛЯ НАС!

Navigation

Вся жизнь театр – актеров единицы
14 апреля 2020

Сегодня, дорогие друзья, мы с вами поразмышляем о театре… Хотя размышлять буду я, а вам остается только с этим согласится или нет. Если быть точнее, не столько о театре, сколько о людях театра - актерах.

Кто они? Какие они? Что их побуждает выйти на сцену? Каким должен быть актер? Какие качества необходимы для этого?

Я работаю режиссером театрального коллектива «Премьера» уже почти пять. Коллектив перешел «по наследству», от художественного руководителя с многолетним стажем, Веры Александровны Кудряшовой. Количественный состав, как и положено по жизненному циклу любого творческого коллектива, в последние годы обновился. Вот именно об этих людях, с которыми мне приходится работать, успешно творить, мне бы и хотелось рассказать и поделится своими мыслями.

Актёр — это исполнитель, а если быть более точным, исполнитель в театральных представлениях. Исходя из этого, можно подумать, что любой участник театрального представления или спектакля является актером? По сути, выходит так. Но что отличает хорошего актера от посредственного? Есть такое известное выражение Т.Эдисона, ставшее крылатым: «Гений — это один процент вдохновения и девяносто девять процентов тяжелой работы». Это действительно так. Хороший актер – это всегда поиск. Это всегда внутренняя работа. Нельзя уйти с репетиции и просто прекратить работу ума над ролью. Тонко вникая в роль, осознавая характер героя, проникая в его мысли и понимая поступки, только так можно добиться правдивого создания художественного образа. Именно тогда, по моему мнению, и происходит чудо перевоплощения. Только тогда зритель верит и проникается теми чувствами, которыми живет герой. Смеется вместе с ним, плачет, тоскует, сопереживает. Актер наполняет зрителя эмоциями, такими которых он порой не находит в обыденной жизни. Актер отдает — зритель получает. Зритель отдает – актер получает. Этот энергетический обмен и есть конечная цель любого творческого процесса. Ведь зачем зритель идет в театр? Конечно, за эмоциями. Получить здесь и сейчас. Что может быть прекраснее этого? Я думаю, ничего. Хотя возможно кто-то и не согласится со мной, тогда у вас есть право и возможность свою точку зрения отразить в комментариях под этой статьей.

О каждом участнике коллектива я могу говорить много, я их всех люблю. Частенько слышу такую фразу от зрителей: «Ну, надо же, как точно подобраны роли, прямо как для нее или него». В том наверно и заключается роль любого режиссера, понять, проанализировать и уметь увидеть тот скрытый творческий потенциал в человеке, который он и сам порой не видит. За эти годы работы, таких открытий на нашей сцене произошло немало: Валентина Шевелева(Семяшкина), Эдуард Финашин, Наталья Вокуева, Бякин Алексей. Их способность к перевоплощению, меня как режиссера, вдохновляет и дает надежду, что возможно это и есть смысл, лично моей профессии, моей жизни.

Наш коллектив я бы условно поделила на два состава. За творческий год мы как правило ставим два больших спектакля: к новому году и 9 мая. Поэтому одна часть коллектива участвует в одном, вторая в другом. Так сложилось не по моей прихоти, а в силу объективных причин. У нас театр самодеятельный, участники коллектива на репетиции ходят в свободное от работы время и не всегда у всех есть такая возможность, а еще дети, семья. Да и в один спектакль нет возможности взять всех. Поэтому стараемся ставить и небольшие отрывки, и инсценировки, чтобы распределить нагрузку на всех участников.

И все же, что их мотивирует? Что привлекает людей, не имеющих профессионального актерского образования на сцену? Ответы разные. Но чаще других ответов звучит один: «Мне это приносит удовольствие». А если человек испытывает радость и удовольствие, значит, это действительно его место и это желание надо поддерживать. Опять же это моя точка зрения, у вас может быть другая.

Многие не раз слышали наверняка эту фразу: «Художника легко обидеть». Да, это так. Люди, занимающиеся творчеством, менее всего защищены, от хамства, грубости, непонимания и непринятия их заслуг. У таких людей очень тонкая защитная оболочка, хрупкая психика, именно поэтому они так чутко реагируют на все вызовы жизни, так хорошо чувствуют эмоции других людей и умеют перенести этот свой дар, на сцену. Я восхищаюсь всеми участниками коллектива, каждую победу в работе над ролью ощущаю, как свою, впрочем, как и неудачу тоже. Очень радует, что в коллектив подтягивается молодежь: Алена Кудряшова, Арина Смирнова, Марьяна Ноготысая, Виталий Рычков. Есть талантливые семейные пары: Никоновы Ирина и Андрей, Шевелевы Михаил и Валентина. С удовольствием делятся опытом с молодыми участниками и в процессе репетиций дают советы наши уважаемые умудренные опытом актеры: Любовь Рочева, Ольга Вокуева, Марина Шевелева. Сразу вспомнился случай из практики. Как-то предложила я Марине Шевелевой сыграть отрывок из пьесы «Царская охота». Пригласила ее, дала почитать. Она взяла текст, ушла. Приходит через несколько дней: «Нет, я это не буду учить, ерунда какая-то, никто не поймет! Вот если бы комедию или что – то про деревню!» Бросила сценарий на стол, собираясь уходить. Остановила, убедила попробовать. Понимала, что сложно — диалог на 17 страницах Екатерины Великой и Екатериной Дашковой, но ведь получилось! Сейчас с удовольствием и ставим и играем классику. Много таких моментов было. С каждым надо говорить, убеждать, просить. На репетициях тоже по – разному складывается. Не все и не всё понимают. Иногда спорим. Кто-то настоятельно советует. Но к советам не всегда прислушиваюсь, потому что советующие как правило, видят глазами, картинку. Для них то, что происходит на сцене — это фрагменты, кусочки. А ведь кусочки эти только в голове режиссера складываются в целую картину, как пазлы. Будет другой режиссер, будет другая картина.

Помню трудную работу над спектаклем «Ромео и Джульетта в солдатских шинелях» автор сценария О. Оленюк. Вроде материал хороший, основан на реальных событиях, а не цепляет и все. Не меня как режиссера, ни артистов моих. Сколько ночей бессонных, мыслей передумано, а чего-то главного не хватает и все. Плоская картина выходит, хоть плачь, и в героях нет глубины, нет жизни. Начала читать документы, биографии прототипов героинь и так потихоньку стала вырисовываться идея и главная мысль спектакля. Девочкам отправляла документальные материал, фото, письма. И так шаг за шагом, задышал материал, прониклись сами девочки, а затем передали эти эмоции зрителям. Плакали не только взрослые в зале, плакали дети, которые войну только и знают по датам в учебнике истории. Именно в этом спектакле, с неожиданной стороны, раскрылись Елена Чупрова и Алексей Степкин, сыгравшие родителей главной героини. Это всегда удивляет и доставляет огромную радость увидеть и дать возможность другим, по-новому посмотреть, казалось бы, на давно знакомого человека. Считаю, что каждый человек это вообще особая Вселенная, глубины которой он порой и сам не осознает.

Хочу отметить, что мне повезло работать в Тельвиске. Здесь много талантливых людей! Талантливых в самых разных областях: музыке, исполнительстве, сочинительстве. В каждом учреждении культуры, особенно сельском, всегда есть острая проблема – отсутствие в коллективах мужчин. Нам повезло. Приходят, участвуют. Вот их сколько у нас: Алексей Степкин, Максим Бякин, Алексей Бякин, Протасов Сергей, Сергей Рочев, Сергей Шиляев, Данил Терентьев, Дмитрий Торопов, Михаил Шевелев, Андрей Никонов, Сава Паньков, Эдуард Финашин. Помню, как впервые обратила внимание на Эдуарда Финашина. Было это когда он раздавал кашу на улице в праздник 9 мая. Предложила попробовать ему себя в роли артиста. Он выдержал паузу, потом сказал: «Можно попробовать» Вот пробуем уже несколько лет и в основном главные роли. Конечно, не бывает все гладко, бывает по-разному и это тоже правильно, вдохновение капризная субстанция, но верно тут только одно: сколько отдаешь, столько и получаешь взамен. А результат? Вот он! Смотрите! 

https://www.youtube.com/watch?v=Jba7GpOcP0w&feature=share

Автор статьи и ролика режиссер 1-ой категории – Лариса Торопова